Історія України |
До Головної сторінки |
Беседа: M. П. Драгоманов„Б е с е д а". M. П. Драгоманов . В столице Болгарія, Софiи, умер 9 (21) с. м. вождь малорусских сепаратистов с со ціалистическимь оттенком , Михаил Петрович Драгоманов . Покойный оставил по себе столь видный след в исторіи Галицкой Руси после дних 20 ти лет , что и помимо его литера турной деятельности преимущественно в обла сти малорусскаго вопроса, мы считаем дол гом посвятить ему несколько слов . Из трудов М. П. наиболее ценны: „Историческія песни малорусскаго народа", „Рыцарскіе отголоски в украинских наро дных песнях ", „Историческая Польша и ве ликорусская демократія, не принимая в счеть политических статей, как печатанныя в „ Ве стнике Европы" : „Восточная политика Герма ній и обрусеніе" „Русскіе в Галиціи", „Лите ратурное движеніе в Галиціи", „По вопросу о малорусской литературе" (Вена, 1876.) и т. д. Из сочиненій, написанных М. П. на мало русском наречiи, важны особенно „Австро руськи спомини" (Львов , 1889, 1890 и 1892) и „Нові украинські пісні про громадські спра ви" и некоторыя другія. Вліяніе M. П. Драгоманова на галичан
началось с перваго его посещенія Галиціи в
1870 г. Тогда он успель только завязать сно
шенія с головами начинавшагося тогда в Га
личине сепаратистическаго движенія. В 1875
г. он , будучи во ЛьвовЬ, сблизился с га
лицко русскою молодежью, сосредоточенною в
обществе „Академическій Кружок " и с тех
пор начались у нас переверты, выразившіеся
прежде всего в самом „Академическом Кру
жке", а потом и в общественной жизни. Мы
были бы, однако, несправедливы в виду па
мяти М. П. Драгоманова, если бы его и стави
ли на ровне с такими сепаратистами, как н.
пр. Олександро Барвинскій. Драгоманов был
сепаратист лишь относительно народности и
стоял за демократическiй федерализм в по
литике, между тем как п. Барвинскій —
сторонник шляхетской политики и по форме
и по существу. Нельзя отрицать, что М. П.
создал у нас радикальную фракцію, но вер
но и то, что этим он ослабил так назы
ваемую „народовскую" партію, а во всех га
лицко русских партіяхь подорвал в корне
ту казенщину, которая называется у нас „ру
тенством ". О соціалистическом направленіи
радикальной фракціи не говорим . Там , где
хорошій священник , соціализмь не привьется,
вирочем , если ему уже суждено распростра
ниться в земледельческой Галичине, то это
будет заслуга нашего экономическаго положе
нiя и церковных властей, употребляющих свое
вліяніе и силу для противодействія народным
стремленiям . Для нас понятно, почему „Де
ло" в некрологе М. П. не упомнуло об его
„Австро руських споминах". В этом сочине
ніи он подвергнул резкой критике образь
мыслей „народовских " деятелей и мы совету
ем читателям „Беседы" познакомиться с
этим трудом Драгоманова. Особенно же ре
комендуем его сочиненіе „Историческая Поль
ша и великорусская демократія". В этом со
чиненіи М. П. доказал историческими факта
ми, как польскіе деятели умели заманивать
малороссов для своих политических целей
и как они успели убедить даже некоторых
великороссов в принадлежности Малой Руси
к Польше. После прочтенія этого сочиненія
едва ли кто нибудь из малорусских сепарати
стов , имеющiй толк в голове, станет ве
рить в пользу политики н. пр, п. Варвинска
го. Немало содействовал также М. П. распро
страненію в Галичине книг на литератур
ном русском языке. Галицких сепаратистов
как шляхетскаго, как и „народовскаго" от
тенка, русская литературная речь вводила про
сто в изступленіе и они принципіально не чи
тали русских книг . Так как однако почти
все научныя сочиненія Драгоманова написаны
на русском литературном языке, то им при
шлось по необходомости сломить свое упрям
ство, а кроме этого сам М. П. убедительно
рекомендовал им изучать русскую литера
турную речь и русскую литературу и ныне
в Галичине уже немного таких „завзятых ",
у которых бы русская речь вызывала ли
хорадку.
Кто имеет права на Киевскую Русь | “Українське бароко”. Театральне мистецтво. | Релігія, мистецькі набутки слов’ян. | Сковорода | Трипільська та Черняхівська культури. | Культурний процес України у ХVІІІ ст. | Слов’янська писемність. | Архітектура та образотворче мистецтво. | Україна в другій половині ХVІІ століття. МАЛОВІДОМІ СТОРІНКИ ІСТОРІЇ УКРАЇНИ *Біблійна генеалогія в етногенетичних концепціях польських та українських хроністів *Українська та великоруська культури у XVII столітті: культурний вплив чи культурний конфлікт? *Ідея Козацтва в Українській Душі *Етнополітична термінологія XIV XVI століть *О территориальной привязке этнонима «русские» *Представления об этнической доминации * “Украинский вопрос” в политике властей и русском общественном мнении . *Эмский указ. *Есхатологічні Передчуття Людства та Відбиття їх у Поезії *Ідея Козацтва в Українській Душі * Українська Ідея *Гог в Краю Магога і Місія України * З Води Та Вогню * А.Кримський Про "Колиску Народів" *Триполізм Наша Ідея *Чи може бути столиця "молодшого брата" матір'ю міст руських? *Епітафія Енеєві * Підвалини Європейської Цивілізації *На Якій Землі Живемо? * Тризуб Посейдона І Володимир *Феномен Шевченка *ЩО ТАКЕ Національна Ідея? *Древність Українських Говорів *Та Спитайте: Хто Ми, Чиї Сини. *Потоп На Україні * Перстень З Оріхалком * Хлібороб Світу Історичне Призначення Українців * Братня Дружба *Хронолог Ви,при бажанні, можете надсилати статті з історії України на нашу адресу ( ukrainaforever@yandex.ru ), і ми розмістимо їх на нашому сайті www.ukrainaforever.narod.ru |