Історія України

До Головної сторінки

Беседа: M. П. Драгоманов

„Б е с е д а".
Литературный журнал с иллюстрацiями.
Нр. 11 и 12. Львов , 15 (27) іюня 1895.

M. П. Драгоманов .

В столице Болгарія, Софiи, умер 9 (21) с. м. вождь малорусских сепаратистов с со ціалистическимь оттенком , Михаил Петрович Драгоманов . Покойный оставил по себе столь видный след в исторіи Галицкой Руси после дних 20 ти лет , что и помимо его литера турной деятельности преимущественно в обла сти малорусскаго вопроса, мы считаем дол гом посвятить ему несколько слов .

Из трудов М. П. наиболее ценны: „Историческія песни малорусскаго народа", „Рыцарскіе отголоски в украинских наро дных песнях ", „Историческая Польша и ве ликорусская демократія, не принимая в счеть политических статей, как печатанныя в „ Ве стнике Европы" : „Восточная политика Герма ній и обрусеніе" „Русскіе в Галиціи", „Лите ратурное движеніе в Галиціи", „По вопросу о малорусской литературе" (Вена, 1876.) и т. д. Из сочиненій, написанных М. П. на мало русском наречiи, важны особенно „Австро руськи спомини" (Львов , 1889, 1890 и 1892) и „Нові украинські пісні про громадські спра ви" и некоторыя другія.

Вліяніе M. П. Драгоманова на галичан началось с перваго его посещенія Галиціи в 1870 г. Тогда он успель только завязать сно шенія с головами начинавшагося тогда в Га личине сепаратистическаго движенія. В 1875 г. он , будучи во ЛьвовЬ, сблизился с га лицко русскою молодежью, сосредоточенною в обществе „Академическій Кружок " и с тех пор начались у нас переверты, выразившіеся прежде всего в самом „Академическом Кру жке", а потом и в общественной жизни. Мы были бы, однако, несправедливы в виду па мяти М. П. Драгоманова, если бы его и стави ли на ровне с такими сепаратистами, как н. пр. Олександро Барвинскій. Драгоманов был сепаратист лишь относительно народности и стоял за демократическiй федерализм в по литике, между тем как п. Барвинскій — сторонник шляхетской политики и по форме и по существу. Нельзя отрицать, что М. П. создал у нас радикальную фракцію, но вер но и то, что этим он ослабил так назы ваемую „народовскую" партію, а во всех га лицко русских партіяхь подорвал в корне ту казенщину, которая называется у нас „ру тенством ". О соціалистическом направленіи радикальной фракціи не говорим . Там , где хорошій священник , соціализмь не привьется, вирочем , если ему уже суждено распростра ниться в земледельческой Галичине, то это будет заслуга нашего экономическаго положе нiя и церковных властей, употребляющих свое вліяніе и силу для противодействія народным стремленiям . Для нас понятно, почему „Де ло" в некрологе М. П. не упомнуло об его „Австро руських споминах". В этом сочине ніи он подвергнул резкой критике образь мыслей „народовских " деятелей и мы совету ем читателям „Беседы" познакомиться с этим трудом Драгоманова. Особенно же ре комендуем его сочиненіе „Историческая Поль ша и великорусская демократія". В этом со чиненіи М. П. доказал историческими факта ми, как польскіе деятели умели заманивать малороссов для своих политических целей и как они успели убедить даже некоторых великороссов в принадлежности Малой Руси к Польше. После прочтенія этого сочиненія едва ли кто нибудь из малорусских сепарати стов , имеющiй толк в голове, станет ве рить в пользу политики н. пр, п. Варвинска го. Немало содействовал также М. П. распро страненію в Галичине книг на литератур ном русском языке. Галицких сепаратистов как шляхетскаго, как и „народовскаго" от тенка, русская литературная речь вводила про сто в изступленіе и они принципіально не чи тали русских книг . Так как однако почти все научныя сочиненія Драгоманова написаны на русском литературном языке, то им при шлось по необходомости сломить свое упрям ство, а кроме этого сам М. П. убедительно рекомендовал им изучать русскую литера турную речь и русскую литературу и ныне в Галичине уже немного таких „завзятых ", у которых бы русская речь вызывала ли хорадку.


Кто имеет права на Киевскую Русь | “Українське бароко”. Театральне мистецтво. | Релігія, мистецькі набутки слов’ян. | Сковорода | Трипільська та Черняхівська культури. | Культурний процес України у ХVІІІ ст. | Слов’янська писемність. | Архітектура та образотворче мистецтво. | Україна в другій половині ХVІІ століття.
МАЛОВІДОМІ СТОРІНКИ ІСТОРІЇ УКРАЇНИ *Біблійна генеалогія в етногенетичних концепціях польських та українських хроністів *Українська та великоруська культури у XVII столітті: культурний вплив чи культурний конфлікт? *Ідея Козацтва в Українській Душі *Етнополітична термінологія XIV XVI століть *О территориальной привязке этнонима «русские» *Представления об этнической доминации * “Украинский вопрос” в политике властей и русском общественном мнении . *Эмский указ. *Есхатологічні Передчуття Людства та Відбиття їх у Поезії *Ідея Козацтва в Українській Душі * Українська Ідея *Гог в Краю Магога і Місія України * З Води Та Вогню * А.Кримський Про "Колиску Народів" *Триполізм Наша Ідея *Чи може бути столиця "молодшого брата" матір'ю міст руських? *Епітафія Енеєві * Підвалини Європейської Цивілізації *На Якій Землі Живемо? * Тризуб Посейдона І Володимир *Феномен Шевченка *ЩО ТАКЕ Національна Ідея? *Древність Українських Говорів *Та Спитайте: Хто Ми, Чиї Сини. *Потоп На Україні * Перстень З Оріхалком * Хлібороб Світу Історичне Призначення Українців * Братня Дружба *Хронолог


Ви,при бажанні, можете надсилати статті з історії України на нашу адресу
( ukrainaforever@yandex.ru ), і ми розмістимо їх на нашому сайті www.ukrainaforever.narod.ru



Hosted by uCoz